Яндекс.Метрика
Урок по теме Крестьянская реформа 1861 г

скачать .gwb

История Отечества. 8 класс. Урок с применением интерактивной доски.

Тема  урока: «Крестьянская реформа 1861 г

Цель урока: сформировать представление о сущности кресть­янской реформы 1861 г.; уяснить основные положения реформы и значение отмены крепостного права.   

 Использовать лист 1.

 План урока:

  I. Личность императора Александра II.

 II. Причины отмены крепостного права.

 III. Подготовка реформы. Основные положения реформы.

 IV. Значение отмены крепостного права.

Основные знания: причины проведения реформы отмены крепостного права; роль Александра II в подготовке реформы; основные положения кресть­янской реформы; значение отмены крепостного права.

Основные понятия: временнообязанные крестьяне; отрезки; уставные грамоты; мировые посредники.

Основные даты: 19 февраля 1861 г.— отмена крепостного права в России.

Персоналии: Александр II, Н. А. Милютин; Я. И. Ростовцев.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век.— М., 2006;

ЦОР. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: «Уроки Отечественной истории XIX XX вв.», М., 2004г. Тема: «Россия во второй половине XIXв.», слайды 2-7.

Методические приемы организации урока

1. Изучение нового материала.

1.1. Мотивационный этап. Использовать лист 2.  

Вопрос: При каких условиях Александр II взошел на престол? Обобщая ответы, учитель отмечает, что Николай I, умирая, сказал своему сыну: «Сдаю тебе команду не в лучшем виде». И действительно, Александр вступил на престол в феврале 1855 г., в самый разгар Крымской войны, из которой Россия вышла изнуренная неравной борьбой, с ис­тощенными финансами и подорванным денежным обраще­нием. Увеличивающийся год от года дефицит бюджета (к 1856 г. он составил 307 млн руб.) поставил страну на грань финансового кризиса. На международной арене Россия ока­залась в изоляции, чему свидетельствовали ход Крымской войны и условия Парижского договора 1856 г. В обществе на­чалось брожение. Видный чиновник П. А. Валуев записал в своем дневнике 17 ноября 1855 г.: «Озлобление против порядков беспредельное и всеобщее». М. П. Погодин свидетель­ствовал: «Прежняя система отжила свой век». Александру II потребовалось в этих сложных внутри- и внешнеполитиче­ских условиях формировать свою политику.

1.2. Далее учитель предлагает учащимся познакомиться с личностью нового императора. Использовать лист 3.  Сообщение учащегося (опережающее задание).

Задание классу: Слушая выступление одноклассника, ответьте на вопрос: Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности? Ответ выпишите в тетрадь.

Индивидуальное задание. Подчеркните маркером в тексте черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности.

Использовать лист 4.  

Текст сообщения: Александр II родился 17 апреля 1818 г., наследником престола был объявлен 12 декабря 1825 г., а через два дня стал свидетелем восстания на Сенатской площади. Это бы­ло одним из первых сильных впечатлений мальчика. Его воспитанием с семи лет занимался капитан К. К. Мердер, боевой офицер, награжденный за храбрость, проявлен­ную под Аустерлицем, участник всех битв кампании 18061807 гг. Современники отмечали его высоконравственность и доброту, волевые качества и яркий ум. Другим наставни­ком наследника престола был поэт В. А. Жуковский, кото­рый составил «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. В результате наследник получил разностороннее образова­ние. Он изучал русский язык, историю, географию, статисти­ку, этнографию, логику, философию, математику, естество­знание, физику, минералогию, геологию, языки: француз­ский, немецкий, английский, польский. Будущий император занимался рисованием, музыкой, гимнастикой, фехтованием, плаванием, танцами, чтением-декламацией. Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложе­на лучшая философия, то есть практическая, следовательно, полезная», «наставляющая опытами прошедшего или объяс­няющая настоящее и предсказывающая будущее. Она знако­мит Государя с нуждами его страны и его века». Александр рос в атмосфере доброжелательности. Воспи­татели отмечали в нем любезность, общительность, хоро­шие манеры, храбрость. Главным недостатком воспитанни­ка Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. Александр больше стремился угодить отцу, заслу­жить похвалу учителей. В юношеском возрасте Александр увлекается военными смотрами, маневрами, парадами.

С 1839 г. наследник начинает присутствовать на заседа­ниях Государственного совета, в 1840 г. он назначен присут­ствующим Кабинета министров, а в 1846 г. — председате­лем Секретного комитета по крестьянскому делу. Наследник проявил на этих заседаниях приверженность крепостническим порядкам.

 Использовать лист 5. Открыть «шторку».

Модельный ответ на вопрос: Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности?

 

· высоконравственность и доброта, волевые качества и яркий ум. – 1 балл

· разностороннее образова­ние. – 1 балл 

· любезность, общительность, хоро­шие манеры, храбрость. – 1 балл

· главным недостатком воспитанни­ка Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. – 1 балл

· стремление угодить отцу, заслу­жить похвалу учителей. – 1 балл

 

Обобщая ответы учащихся, учитель обращает их внимание на необходимость решения крестьянского вопро­са и создания нового Секретного комитета в 1857 г. по об­суждению крестьянского вопроса.

 

 II. Причины отмены крепостного права

Задание для учащихся

1. Используя знания по темам «Социальное развитие России в первой половине XIX в.», «Крымская война» заполните схему «Причины отмены крепостного права.». Правильные мнения запишите на доске и в тетрадях. При проверке ответов использовать лист 6.  Снять «шторки».

В итоге учащиеся приходят к выводу о том, что крепостное право тормозило развитие страны:

· Крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда на земле помещика, поэтому снижался уровень сельскохо­зяйственного производства.

· Отсутствие свободных рабочих рук мешало развитию промышленности. Наемными рабочими на предприятиях выступали крес­тьяне-отходники, труд которых не был квалифицированным и имел сезонный характер.

· Необходимость отмены крепостного права показало пораже­ние в Крымской войне.

· В первой половине XIX в. страны Европы смотрели на Россию, как на страну, где существует рабство. Поэтому отмены крепостного права требовала необходимость усиления международного престижа России.

· На рубеже 50—60 гг. XIX в. усиливается крестьянское движение в крепостной деревне.

 


III. Подготовка реформы. Основные положения.

1. Вопрос о подготовке крестьянской реформы учитель излага­ет сам. Использовать листы 7-10.  Свое объяснение он может предварить постановкой про­блемы: прослушав новый материал, определите, какова была роль Александра II в отмене крепостного права.

2. Второй вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника и листов 11-12 Для закрепления изученного можно использовать словарь «Уроков Кирилла и Мефодия» и провести беседу: какие права полу­чили крестьяне после отмены крепостного права? Какое количест­во земли они получили? Что такое отрезки? Кто такие крестьяне- собственники? Кто такие временнообязанные крестьяне? Можно ли было получить землю бесплатно? Стал ли русский крестьянин соб­ственником своей земли?

 

IV. Значение отмены крепостного права.

Вопрос может быть изучен путем коллективного об­суждения вопросов: каковы прогрессивные черты реформы 1861 г.? Какие «крепостнические черты» она сохранила? В ходе обсужде­ния этих проблем учащиеся могут заполнять таблицу «Отмена кре­постного права»:

Прогрессивные черты реформы 1861 г.

Сохранение крепостнических пережитков

 

 

Использовать лист 13. Снять «шторку».

 

 

Прогрессивные черты реформы 1861 г.

Сохранение крепостнических пережитков

1. Освобождение крестьян привело к появле­нию свободных рабочих рук и увеличению на­емного труда  в промышленности. Это дало тол­чок экономическому развитию страны. 2. Отмена крепостного права изменила соци­альную структуру общества и поставила вопрос о  необходимости проведения других реформ.

 

 

Появление основного противоре­чия в деревне: крупное помещи­чье землевладение и малоземе­лье крестьян. С этого времени аграрный вопрос становится ос­новным в деревне.

 

 

 

V. Закрепление материала. Использовать лист 14. При проверке правильных ответов снять «шторки».

Вопрос: О каком императоре говорит поэт?

Ф. И. Тютчев « Императору»

Ты взял свой день...

Замеченный от века

Великою господней благодатью —

Ты рабский образ сдвинул с человека

И возвратил семье меньшую братью...

Ответ. Об Александре II, освободившем крепостных крестьян. Сейчас обычно не звучит термин «меньшая братия» по отношению к крестья­нам, но в XIX в. такое название было при­нято.

Вопрос: Найдите ошибку в документе.

А. Н. Энгельгардт. «Письма из деревни» (1877): «Первое, что бросается в глаза, это то, что во многих деревнях крестьяне получили в надел более того количества земли, какое у них было в пользовании при крепостном пра­ве. Вся лишняя за указанным наделом земля была отрезана во владение общины и соста­вила так называемые отрезки».

Ответ:

а) менее;

б) помещика.

Использовать лист 15.  Домашнее задание: Составьте два предложения со словами : отрезки, временнообязанные; § 17 учебника