Панель Авторизации/ регистрации
your Profile Complete Bar
Урок по теме Крестьянская реформа 1861 г |
История Отечества. 8 класс. Урок с применением интерактивной доски. Тема урока: «Крестьянская реформа Использовать лист 1. План урока: ■ I. Личность императора Александра II. ■ II. Причины отмены крепостного права. ■ III. Подготовка реформы. Основные положения реформы. ■ IV. Значение отмены крепостного права. Основные знания: причины проведения реформы отмены крепостного права; роль Александра II в подготовке реформы; основные положения крестьянской реформы; значение отмены крепостного права. Основные понятия: временнообязанные крестьяне; отрезки; уставные грамоты; мировые посредники. Основные даты: 19 февраля Персоналии: Александр II, Н. А. Милютин; Я. И. Ростовцев. Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век.— М., 2006; ЦОР. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: «Уроки Отечественной истории XIX –XX вв.», М., 2004г. Тема: «Россия во второй половине XIXв.», слайды 2-7. Методические приемы организации урока 1. Изучение нового материала. 1.1. Мотивационный этап. Использовать лист 2.
1.2. Далее учитель предлагает учащимся познакомиться с личностью нового императора. Использовать лист 3. Сообщение учащегося (опережающее задание). Задание классу: Слушая выступление одноклассника, ответьте на вопрос: Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности? Ответ выпишите в тетрадь. Индивидуальное задание. Подчеркните маркером в тексте черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности. Использовать лист 4. Текст сообщения: Александр II родился 17 апреля
Использовать лист 5. Открыть «шторку». Модельный ответ на вопрос: Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности? · высоконравственность и доброта, волевые качества и яркий ум. – 1 балл · разностороннее образование. – 1 балл · любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость. – 1 балл · главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. – 1 балл · стремление угодить отцу, заслужить похвалу учителей. – 1 балл Обобщая ответы учащихся, учитель обращает их внимание на необходимость решения крестьянского вопроса и создания нового Секретного комитета в II. Причины отмены крепостного права Задание для учащихся 1. Используя знания по темам «Социальное развитие России в первой половине XIX в.», «Крымская война» заполните схему «Причины отмены крепостного права.». Правильные мнения запишите на доске и в тетрадях. При проверке ответов использовать лист 6. Снять «шторки». В итоге учащиеся приходят к выводу о том, что крепостное право тормозило развитие страны: · Крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда на земле помещика, поэтому снижался уровень сельскохозяйственного производства. · Отсутствие свободных рабочих рук мешало развитию промышленности. Наемными рабочими на предприятиях выступали крестьяне-отходники, труд которых не был квалифицированным и имел сезонный характер. · Необходимость отмены крепостного права показало поражение в Крымской войне. · В первой половине XIX в. страны Европы смотрели на Россию, как на страну, где существует рабство. Поэтому отмены крепостного права требовала необходимость усиления международного престижа России. · На рубеже 50—60 гг. XIX в. усиливается крестьянское движение в крепостной деревне.
![]() III. Подготовка реформы. Основные положения. 1. Вопрос о подготовке крестьянской реформы учитель излагает сам. Использовать листы 7-10. Свое объяснение он может предварить постановкой проблемы: прослушав новый материал, определите, какова была роль Александра II в отмене крепостного права. 2. Второй вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника и листов 11-12 Для закрепления изученного можно использовать словарь «Уроков Кирилла и Мефодия» и провести беседу: какие права получили крестьяне после отмены крепостного права? Какое количество земли они получили? Что такое отрезки? Кто такие крестьяне- собственники? Кто такие временнообязанные крестьяне? Можно ли было получить землю бесплатно? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли? IV. Значение отмены крепостного права. Вопрос может быть изучен путем коллективного обсуждения вопросов: каковы прогрессивные черты реформы
Использовать лист 13. Снять «шторку».
V. Закрепление материала. Использовать лист 14. При проверке правильных ответов снять «шторки». Вопрос: О каком императоре говорит поэт? Ф. И. Тютчев « Императору» Ты взял свой день... Замеченный от века Великою господней благодатью — Ты рабский образ сдвинул с человека И возвратил семье меньшую братью... Ответ. Об Александре II, освободившем крепостных крестьян. Сейчас обычно не звучит термин «меньшая братия» по отношению к крестьянам, но в XIX в. такое название было принято. Вопрос: Найдите ошибку в документе. А. Н. Энгельгардт. «Письма из деревни» (1877): «Первое, что бросается в глаза, это то, что во многих деревнях крестьяне получили в надел более того количества земли, какое у них было в пользовании при крепостном праве. Вся лишняя за указанным наделом земля была отрезана во владение общины и составила так называемые отрезки». Ответ: а) менее; б) помещика. Использовать лист 15. Домашнее задание: Составьте два предложения со словами : отрезки, временнообязанные; § 17 учебника |