Яндекс.Метрика
Литературная гостиная по творчеству С.А. Есенина
Литературная гостиная по творчеству С.А. Есенина

Литературная гостиная

«Живите так, как вас ведет звезда…»

по творчеству Сергея Есенина.

 

         Ход мероприятия:

1. Вступительное слово учителя.

Оформление:

1. Портреты Есенина

2. Фотографии друзей, родных и близких Сергея Есенина.

3. Плакат «Вот и все то, короткое, схематичное, что касается моей биографии. Здесь не все сказано. Но я думаю, мне пока рано подводить какие либо итоги себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди».

                                                                 Сергей Есенин.

         Сергей Есенин! Сколько солнца, света, тепла и лиризма в этом имени. Мы произносим это слово и в сознании нашем возникают

пейзажи, освещенные золотым светом луны,

- белая береза под моим окном,

- голубая Русь,

- малиновое поле и синь, упавшая в реку,

- страна березового ситца.

         Как глубоко и самозабвенно надо было любить Родину, какую чистую мудрую душу надо было иметь, чтобы сказать, так предельно обнажено и искренне о себе и о Родине.

                   Гой ты, Русь

Сергей Есенин – тонкий знаток и ценитель русского языка.

Нет, пожалуй, такого человека в нашей стране, кто не желал бы прикоснуться душой своей, умом и сердцем к поэзии Сергея Есенина.

Сегодня хоть на немного, но мы станем ближе к поэту.

(Звучит хор Г. В. Свиридова на слова С. А. Есенина «Вечером синим»)

 

Ведущая:  Можно по-разному толковать обстоятельства жизни Сергея Есенина и оценивать масштаб его таланта, так или иначе относится к легендам  о его безвременной трагической гибели. Бесспорно одно: творчество С. Есенина необычайно оригинально, а сам он стал ярчайшей из звезд русской поэзии ХХ века.

         В 1924 году автобиография поэта помещалась на двух-трех страничках. Давайте попробуем прочесть ее  … в стихах.

 

Чтец:      Стихи мои,

                 Спокойно расскажите

                 Про жизнь мою…

Мой путь, 1925

 

Ведущий: «Я родился, - сообщает С. Есенин,- 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости Рязанской губернии. Отец мой крестьянин, Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Федоровна.

Чтец:  Матушка в купальницу по лесу

                                                      ходила,

Босая, с подтыками, по росе

                                          бродила.

Травы ворожбиные ноги ей

                                           кололи,

Плакала родимая в купырях

                                           от боли.

Не дознамо печени судорга

                                          схватила,

Охнула кормилица, тут и

                                          породила.

Родился я с песнями в травном

                                           одеяле,

Зори меня вешние в радугу

                                           свивали.

<…>

1912

 

Ведущая:  Первые воспоминания поэта относится ко времени, когда ему было три-четыре года.

Ведущий: «Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас в верстах в 40.  Я, ухватившись за ее палку, еле  волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст».

Ведущий: «Нянька – старуха приживальщица… рассказывала мне сказки… которые слушают и знают все крестьянские дети».

Чтец: В зимний вечер

                 по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам,

                 по пригоркам

Мы идем, бредем

                     домой.

Опостылеют сказки

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим,

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышим

Если мама спать зовет.

Сказки все, Пора в постели…

Но, а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка не смело:

«Что ж сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело –

Говори да говори.

          Бабушкины сказки, 1913 –

 

Ведущий:  «Дедушка мне песни старые, такие тягучезаунывные. По субботам и  воскресным дням он рассказывал Библию и священную историю. В «Письме к деду» (1924) поэт пишет: «Голубчик! Дедушка!»

Наивность милая

Нетронутой души!

Недаром прадед

За овса три меры

Тебя к дьячку тебя водил

В заброшенной глуши

Учись: « достойно есть»

И с «Отче» «Символ веры».

Ведущая: Из этих строк видно, что Сергей рос в атмосфере русской народной поэзии:  волшебных сказок и грустных народных песен. «В бога верил мало. В церковь ходить не любил». Но как истинно русский человек в минуты душевного разлада вспоминал о вере.

Чтец:   Наша вера не погасла,

Святы песни псалмы.

Льется солнечное масло

На зеленые холмы.

 Верю, родина, я знаю,

Что легка твоя стопа,

Не одна ведет нас к раю

Богомольная тропа…

 Не ищи меня ты в боге,

Не зови любить и жить..

Я пойду по  той дороге

Буйну голову сложить.

                                          1915

Ведущий:  «Когда мне  сравнялось 12 лет, меня отдали учиться  из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель… Стихи  писать начал лет с 9, читать выучили в 5.

         Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки. Период учебы  не оставил на мне никаких следов, кроме крепкого знания церковно-славянского языка… Остальным занимался сам… Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов. Позднее я перешел к Пушкину».

Ведущая: Осенью 1913 года Есенин поступил вольнослушателем на историко-философский факультет Университета Шанявского, где проучился полтора года, слушая лекции по истории, логике, философии, политической экономии, литературе. В январе 1914 года состоялся дебют поэта. В журнале «Мирок» было напечатано стихотворение «Береза».

(Звучит хор Т. Потапенко «Белая береза».)

 

Ведущий: Печатался я: «Русская мысль», «Жизнь для всех», «Ежемесячный журнал» Миролюбова, «Северные записки» и т. д. Это было весной 1915 года. А осенью этого же года Клюев мне прислал телеграмму в деревню  и просил меня приехать к нему.

         Он отыскал мне издателя М. В. Аверьянова, и через несколько месяцев вышла моя первая книга «Радуница».

Чтец:   Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы – кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле,

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

                                                    1914

 

Ведущая: Поэт Клюев, уже известный в писательских кругах, стал вытягивать Есенина в литературную жизнь столицы. В богатых петроградских салонах Клюев «в прическе горшком, с подстриженной бородкой, в черном кафтане -  изображавший степенного мужика», и Есенин, одетый в белую, расшитую крестиком рубаху, с непременной гармошкой в руках, демонстрировали «близость к народу».

         Однако личность и мироощущение молодого поэта не соответствовали навязанной ему роли. В феврале 1916 года М. Горький прочел вышедшую из печати «Радуницу».  «..Когда я читал, - вспоминал писатель, - его размашистые,  яркие, удивительно сердечные стихи, не верилось мне, что пишет их тот самый нарочито картинно одетый мальчик …»

Чтец:   Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы, -

Я одурманен весной…

1910

 

Ведущая:  Поэт был призван на военную службу и отправлен на фронт. Но тут в Петрограде произошли события, которые привели к свержению царской власти. Есенин самовольно покинул армию Керенского. «Работал с эсерами не как партийный, а как поэт.

         При расколе партии пошел с левой группой … Вместе с советской властью покинул Петроград».

Чтец:  Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и

                                                        Нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Седины пасмурного дня

Плывут, всклокоченные, мимо,

И грусть вечерняя меня

Волнует непреодолимо.

Над куполом церковных глав

Тень от зари упала ниже.

О други игрищ и забав,

Уж вас я больше не увижу!

В забвенья канули года,

Во след и вы ушли куда-то.

И лишь по-прежнему вода

Шумит за мельницей крылатой.

И часто я в вечерней мгле,

Под звон надломленной осоки,

Молюсь дымящейся земле

О невозвратных и далеких.

« Я снова здесь, в семье родной…»

                                          1915 – 1916

 

         (Звучит хор «Крестьянские ребята» из «Поэмы памяти Сергея Есенина»        Г. В. Свиридова.)

 

Ведущий:  «Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно».

Поднакаркали черные вороны

Грозным бедам широкий

                                          простор.

Крутит вихорь леса во все

                                          стороны,

Машет саваном пена с озер.

Грянул гром, чашка неба

                                         расколота,

Тучи рваные кутают лес.

На подвесках из легкого золота

Закачались лампадки небес.

 Повестили под окнами сотские

Ополченцам идти на войну,

Загыгыкали бабы слободские,

Плач прорезал кругом тишину.

Собиралися мирные пахари

Без печали, без жалоб и слез,

Клали в сумочки пышки

                                         на сахаре

И пихали на кряжистый воз.

По селу до высокой околицы

Провожал их огулом народ…

Вот где, Русь твои добрые

                                      молодцы,

Вся опора в годину невзгод.

                                              Русь, 1914

 

Ведущая:  Вместе с будущей женой Зинаидой Райх Есенин отправился в путешествие: Мурманское побережье, Архангельск, Соловки … Осенью они вернулись в Петроград…

Чтец:    Монархия! Зловещий смрад

Веками шли пиры за пиром

И продал власть аристократ

Промышленникам и банкирам

Народ стонал, и в эту жуть

Страна ждала кого-нибудь…

И он пришел.

Он мощным словом

Повел нас всех к истокам новым

Он нам сказал: «Чтоб кончить муки

Берите все в рабочьи руки.

Для вас спасенья больше нет

Как ваша власть и ваш Совет

И мы пошли под визг метели

Куда глаза его глядели:

Пошли туда, где видел он

Освобожденье всех племен

 Отрывок из поэмы «Гуляй-поле»

 

Ведущий: В 1918 году С. Есенин и З. Н. Райх расстались.

«… Началась моя скитальческая жизнь, как и всех россиян за период 1918 -21 гг. За эти годы в Туркестане, на Кавказе, в Персии, в Крыму, в Бессарабии, в Оренбургских степях, на Мурманском побережье, в Архангельске и Соловках».

Чтец:    Никогда я не был на Босфоре

Ты меня не спрашивай о нем

Я в твоих глазах увидел море

Полыхающее голубым огнем

Не ходил в Багдад я

                                  с караваном,

Не возил я шелк туда и хну.

Наклонись своим красивым

                                   станом,

На коленях дай мне отдохнуть.

Или снова, сколько не проси

Для тебя навеки дела нет,

Что в далеком имени –

                                        Россия,

Я известный, признанный

                                           поэт.

                   Персидские мотивы.

(Звучит песня Я. Френкеля «Над окошком месяц».)

 

Ведущий:  «В 1921 г. Я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании.

         После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому».

Чтец:   Тот ураган прошел. Нас мало

                                         уцелело.

На перекличке дружбы многих

                                                  нет.

Я вновь вернулся в круг

                                   осиротелый,

В котором не был восемь лет.

Кого позвать мне? С кем мне

                                    поделиться

Той грустной радостью, что я

                                    остался жив?

Здесь даже мельница –

                              бревенчатая птица

С крылом единственным –

                      стоит глаза смежив.

Я никому здесь не знаком,

А те, что помнили, давно забыли.

И там, где был когда-то отчий

                                                   дом,

Теперь лежит зола да слой

                               дорожной пыли.

А жизнь кипит.

Вокруг меня снуют

И старые и молодые лица.

Но некому мне шляпой

                                    поклониться,

Ни в чьих глазах не нахожу

                                               приют.

И в голове моей проходят роем

                                                 думы:

Что родина?

Ужели это сны?

Ведь я почти для всех здесь

                             пилигрим угрюмый

Бог весть с какой далекой

                                               стороны.

Но голос мысли сердцу говорит:

«Опомнись! Чем же ты обижен?

Ведь это только новый свет

                                                   горит

Другого поколения у хижин.

Уже ты стал немного отцветать,

Другие юноши поют другие

песни.

Они, пожалуй, будут

                                    интересней –

Уж не село, а вся земля им мать.

Ведущий:  Приемлю все,

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю

                                             и маю,

Но только лиры милой не отдам…

Цветите, юные! И здоровейте

                                             телом!

У вас иная жизнь, у вас другой

                                              напев.

А я пойду один к неведомым

                                          пределам,

Душой бунтующей навеки

                                      присмирев…

                              Русь советская, 1924

Ведущая:   Возвращение на родину было праздником души для поэта, разочарованного буржуазной цивилизацией.

Ведущий:  «Мне нравится цивилизация. Но я  очень не люблю Америки. Америка тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж… это то самое. Что растило у нас Толстого, Достоевского, Лермонтова и др.»

Ведущая:  У Есенина были свои представления о свободной и счастливой жизни. Он мыслил очищение души через возвращение к тому, что изначально было ему дорого и близко.

Чтец:    <…>

Не искал ни славы, ни покоя,

Я с тщетой этой славы знаком.

А сейчас, как глаза закрою,

Вижу только родительский

                                           дом…

Я любил этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная

                                             мощь,

Наша печь как-то дико

                                        и странно

Завывала в дождливую ночь.

Голос громкий и всхлипень

                                          зычный,

Как о ком-то погибшем, живом.

Что он видел, верблюд

                                      кирпичный,

В зазывании дождевом?

Видно, видел он дальние

                                             страны,

Сон другой и цветущей поры,

Золотые пески Афганистана

И стеклянную хмарь Бухары.

Ах, и я эти страны знаю –

Сам немалый прошел там путь.

Только ближе к родимому краю

Мне б хотелось теперь

                                      повернуть.

Но угасла та нежная дрема,

Все истлело в дыму голубом.

Мир тебе – полевая солома,

Мир тебе – деревянный дом!

                                                  1923

Ведущий:  «Прежде всего я люблю выявление органического. Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить…

         Сейчас я отрицаю всякие школы. Считаю, что поэт и не может держаться определенной какой-нибудь школы. Это его связывает по рукам и ногам. Только свободный художник может принести свободное слово».

Чтец:   Быть поэтом – это значит

                                           то же,

Если правды жизни

                                не нарушить,

Рубцевать себе по нежной

                                              коже,

Кровью чувств ласкать чужие

                                              души,

Быть поэтом – значит петь

                                          раздолье,

Чтобы было для тебя известней.

Соловей поет – ему не больно,

У него одна и та же песня.

Канарейка с голоса чужого –

Жалкая, смешная

                                 побрякушка.

Миру нужно песенное слово

Петь по-свойски, даже

                               как лягушка…

                                                          1925

Ведущий:  «Вот и все то, короткое, схематичное, что касается моей биографии. Здесь не все сказано. Но я думаю, мне пока еще рано подводить какие-либо итоги себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди. 1924  20/У1».

Чтец:    Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь

                                     и благодать.

Может быть, и скоро мне

                                            в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете,

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что раскинув

                                             ветви,

Загляделись в розовую водь.

Ведущий:    Много дум в тишине

                                  продумано,

Много песен про себя сложила

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал

                                          и жил.

Знаю я, что в той стране

                                       Не будет,

Этих нив, златящихся во мгле

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Школьный вечер, посвященный военной теме в творчестве

Владимира Высоцкого

«Только он не вернулся из боя»

 

Оформление: а) портреты и фотографии В. Высоцкого;

б) портреты-слайды В. Высоцкого, актера Московского театра драмы и комедии на Таганке;

в) записи песен, монологов, выступлений, фрагменты из художественных фильмов, в которых снимался В. Высоцкий;

г) воспоминания близких и родных, современников В. Высоцкого, его друзей, актеров, режиссеров;

д) гитара, цветы;

е) выставка сборников песен, книг о В. Высоцком;

(М. Влади «Владимир, или Прерванный полет», В. Высоцкий «Четыре четверти пути», В. Высоцкий «Нерв» и др.)

 

На этот раз мне не вернуться,

Я уходу – придет другой … 

В. С. Высоцкий

 

Проведение вечера

 

Звучит музыка из кинофильма «Вертикаль». На сцене ведущие.

 

Ведущий 1. Владимир Семенович Высоцкий – поэт, актер. Музыкант и певец. Человек выдающийся, о котором можно говорить и спорить, которым можно восхищаться бесконечно.

         Его песни… Мудрые и лукавые, веселые и грустные, нежные и мужественные, песни, всегда имеющие неожиданный финал.

Ведущий 2. Высоцкий пел прямо и честно, часто в ущерб себе. Пел о том, что его волновало и тревожило, - предостерегал, убеждал, надрывно взывал, стремясь прорваться к душам людей, и тогда  сердца слушателей начинали биться в унисон с его большим и благородным сердцем.

Ведущий 3. Владимир Высоцкий собирал огромные залы зрителей, выступал «на полной отдаче», как будто в последний раз.

         («Я работаю весь вечер на полной отдаче: сейчас за кулисами я выжму свитер и вы увидите, что значит, когда работаешь, а не халтуришь».)

         И все свои концерты неизменно начинал с песни «Братские могилы». Он войну сделал понятной для всех. Пел так, что у зрителей выступали слезы на глазах.

Звучит песня «Братские могилы».

 

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают –

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А ныне – гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы –

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне – вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов-

Сюда ходят люди покрепче,

На братских могилах не ставят крестов…

Но разве от этого легче?!

                                                       (1965 г.)

Ведущий 4. Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Его мать – Нина Максимовна, отец Семен Владимирович, родом из Киева.

         Каким был довоенный период жизни маленького Высоцкого? Коммунальная квартира, множество соседей, скромные игрушки и масса впечатлений.

Ведущий 1. Великая Отечественная война… Трудная жизнь Володи и матери а эвакуации. Отец на фронте с первого и до последнего дня. Семен Владимирович участвовал в обороне Москвы, в освобождении Донбасса, Львова, взятии Берлина, Праги. Родина наградила его 28 орденами и медалями.

         В семье Высоцких были и погибшие на войне, и те, кого «догнали» старые раны, кто погиб от них. В своих воспоминаниях Владимир Семенович Высоцкий писал: «У нашей семьи было много друзей – военных, и я в детстве часами слушал их рассказы и разговоры, многое из этого я в своих песнях использовал».

         Звучит песня «Звезды».

 

Мне этот бой не забыть, нипочем-

смертью пропитан воздух,

а с небосклона бесшумным дождем

падали звезды

Вон снова упала – и я загадал:

выйти живым из боя…

Так свою жизнь я поспешно связал

с глупой звездою.

Я уж решил: миновала беда

и удалось отвертеться…

Но с неба свалилась шальная звезда –

прямо под сердце.

Нам говорили «Нужна высота!»

и «Не жалеть патроны!»…

Вон покатилась вторая звезда –

вам на погоны.

Звезд этих в небе, как рыбы в прудах,

хватит на всех с лихвою.

Если б не смерть, ходил бы тогда

тоже  - Героем.

Я бы звезду эту сыну отдал,

просто – на память…

В небе висит, пропадает звезда –

некуда падать.

Ведущий 2. В Германии (Семен Владимирович Высоцкий и его вторая жена Евгения Степановна жили в Германии, Володя длительное время проживал с ними) у маленького Высоцкого стал проявляться характер: он не терпел несправедливости, не выносил равнодушия, заступался за слабых. Не раз приходил с синяками.

         Каким Володя был в детстве?  По словам отца, «он был непоседлив,  бесстрашен, а потому, как правило, становился заводилой и в играх, и в проказах. Приходил он домой с ободранными коленками, и было понятно, что играли «в войну». Обожженные брови и копоть на лице доказывали. Что не обошлось без взрыва то ли гранаты, то ли патронов».

Ведущий 3. В одной из анкет Владимира Высоцкого спросил: «Ваше любимое место?» Повидавший много стран и красот мира, он ответил: «Самотека. Москва».  «Ваша любимая песня?» - «Вставай, страна огромная…» Это была песня его детства.

Звучит песня «Священная война».

 

Ведущий 4.  Тяга к творчеству у Высоцкого появилась в старших классах, уже в Москве. Володя, поддавшись родительскому влиянию, стал учиться в Московском инженерно-строительном институте, но учебу бросил. Он выбрал другую дорогу, поступив в Школу-студию МХАТа. Закончив актерское отделение Школы-студи МХАТа, он стал работать в Московском драмтеатре им. А. С. Пушкина, а с 1964 года и до последних дней своей жизни был актером Московского театра драмы и комедии на таганке, где сыграл более 20 ролей. Как актер участвовал в создании художественных фильмов.

         Фильм «Служили два товарища» Высоцкий называл среди своих любимых работ в кино.

Ведущий 1.  С большим уважением В. Высоцкий относился к авторской песне. Стихи-песни Юрия Визбора, Юлия Кима, исполняемые под гитару, приводили его в восторг. Но особенно он любил Булата Окуджаву. «Он был мой духовный отец, и в этом смысле остается для меня самым светлым», написал В. Высоцкий в своих воспоминаниях.

         Актерская песня – это возможность разговаривать с людьми на темы, которые волнуют, что «особенно» скребет по нервам, рвет душу». По мнению В. Высоцкого, «самое главное в авторской песне – это текст, информация, поэзия». Поэтому-то авторская песня так эмоциональна, проникает в душу.

Звучит «Песня о Земле».

 

Кто сказал: «Все сгорело дотла,

больше в землю не бросите семя…»,

кто сказал, что Земля умерла?

Нет, она затаилась на время…

Материнства не взять у Земли,

не отнять, как не вычерпать моря.

Кто поверил, что Землю сожгли?

Нет, она почернела от горя.

*    *    *

Она вынесет все, переждет,

не записывай Землю в калеки.

Кто сказал, что Земля не поет,

что она замолчала навеки?!

Нет! Звенит она, стоны глуша,

изо всех своих ран, из отдушин,

ведь Земля – это наша душа,

сапогами не вытоптать душу.

Кто сказал, что Земля умерла?

Нет, она затаилась на время…

Ведущий 2. Одна из лучших песен В. Высоцкого «Он не вернулся из боя». В ней заключен ответ на вопрос: почему поэт, не принимавший (по возрасту) участия в войне, все-таки пишет о ней, а точнее – не может не писать о ней? «Война всегда будет нас волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером». Владимир Высоцкий отдает дань этому трудному времени своими песнями. Писать проникновенные песни о людях, которые воевали – задача почетная. Поэт как бы «довоевывает» в своих песнях.

Звучит песня «Он не вернулся из боя».

 

Почему все не так? Вроде - все как всегда:

то же небо – опять голубое,

тот же лес, тот же воздух и та же вода …

Только он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас

в наших спорах без сна и покоя.

Мне не стало хватать его только сейчас,

когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,

он всегда говорил про другое,

он мне спать не давал, он с восходом вставал,

а вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, - не про то разговор:

вдруг заметил я – нас было двое…

Для меня словно ветром задуло костер,

когда он не вернулся из боя.

*     *     *

Наши мертвые нас не оставят в беде,

наши павшие – как часовые…

Отражается небо в лесу, как в воде, -

и деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,

нам и время – текло для обоих …

Все теперь – одному. Только кажется мне,

это я не вернулся из боя.

Ведущий 3.  Песни о войне – это песни о настоящих  людях, сильных, добрых и мужественных. Они всегда «на грани, за секунду или за полчаса от смерти». Таким можно доверить  и жизнь, и Родину, такие не подведут.

«Сыновья уходят в бой» (выразительное чтение или прослушивание записи).

Сегодня не слышно биенье сердец –

оно для аллей и беседок.

Я падаю, грудью хватая свинец,

подумать успев на последок:

«На этот раз мне не вернуться,

я ухожу – придет другой».

Мы не успели, не успели, не успели оглянуться,

а сыновья, а сыновья уходят в бой.

Вот кто-то решив: «После нас – хоть потоп»,

как в пропасть, шагнул из окопа.

А я для того свой покинул окоп,

чтоб не было вовсе потопа.

*     *     *

Разрывы глушили биенье сердец,

мое же – мне громко стучало,

что все же конец мой – еще не конец:

конец – это чье – то начало.

Сейчас глаза мои сомкнуться,

я крепко обнимусь с землей,

Мы не успели, не успели, не успели оглянуться,

а сыновья, а сыновья уходят в бой.

Ведущий 4.  Именно так и продолжается жизнь, продолжается общая судьба и общее дело людей. Переходят от родителей к детям самые высокие понятия.

         В. Высоцкий не раз повторял, что его военные песни имеют современную подоплеку. Те же самые проблемы существуют и сейчас: проблемы чувства долга, преданности, дружбы и надежности. Но поэт считал, что на военном материале это можно сделать намного ярче.

Песня летчика.

Их восемь, нас – двое. Расклад перед боем

не наш, но мы будем играть.

Сережа, держись! Нам не светит  с тобою,

но козыри надо ровнять.

Я этот небесный квадрат не покину,

мне цифры сейчас не важны:

Сегодня мой друг защищает мне спину,

а значит и шансы равны.

*     *     *

Я – «Первый», - я «Первый», они под тобою,

я вышел им наперерез…

Сбей пламя, уйди за облака, я прикрою!..

В бою не бывает чудес.

Ведущий 1.   Владимир Высоцкий выходил на сцену, говорил и пел в то время, когда в дефиците были Правда, Открытость, Искренность… Отец считал своего сына мужественным и храбрым. Почему? Да потому, что многие видели недостатки, несправедливость в жизни, откровенную ложь, но молчали, а он, поэтому и певец, говорил. Главным в своем творчестве, как и в жизни, считал мужество и честность.

         «Он был  настоящим патриотом», - говорил о своем сыне Семен Владимирович Высоцкий.

  «Я не люблю» (выразительное чтение или прослушивание в грамзаписи).

Я не люблю фатального исхода,

от жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

когда веселых песен не пою.

Я не люблю холодного цинизма,

в восторженность не верю, и еще –

когда чужой мои читает письма,

заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда наполовину

или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

я также против выстрела в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,

червей сомненья, почестей иглу,

или – когда все время против шерсти,

или – когда железом по стеклу.

          *     *     *

Я не люблю себя, когда я трушу,

и не терплю, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

тем более – когда в нее плюют.

Я не люблю манежи и арены:

на них мильон меняют по рублю, -

пусть впереди большие перемены,

я это никогда не полюблю.

Ведущий 2.  Все песни Владимира Высоцкого – о жизни, о мужестве, о большой дружбе, о готовности идти в разведку.

«Сохранить моральные ценности, которые высветила война, - вот что нужно нам сейчас», - считал поэт.

Ведущий 3.  Благодаря Высоцкому, учимся помнить, пропускать память через сердце. Этому помогает «Песня о новом времени».

Наше время иное, лихое, но счастье, как встарь, ищи!

И в погоню летим мы за ним, убегающим, вслед.

Только вот в этой скачке теряем мы лучших товарищей,

на скаку не заметив, что рядом – товарищей нет.

И еще будем долго огни принимать за пожары мы,

будет долго зловещим казаться нам скрип сапогов,

про войну будут детские игры с названьями старыми,

и людей будем долго делить на своих и врагов.

А когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,

И когда наши кони устанут под ними скакать,

И когда наши девушки сменят шинели на платьица, -

Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять…

Ведущий 4.  25 июля 1980 года Владимира Высоцкого не стало… Это горе, которое не залечит время…

         Никита Михалков написал стихотворение «Памяти Высоцкого».

Он не допел, не досказал всего,

Что было пульсом и в душе звучало,

И сердце отказало оттого,

Что слишком долго отдыха не знало.

Он больше на эстраду не взойдет

Так просто, вместе с тем и так достойно.

Он умер. Да,

И все же он поет…

И песни не дадут нам жить спокойно.

         «Невоевавший солдат» Владимир Высоцкий и все герои его военных песен получили признание и всеобщую любовь.

         Звучит песня «Давно смолкли залпы орудий».

 

Давно смолкли залпы орудий,

Над нами лишь солнечный свет.

А чем проверяются люди,

Если войны уже нет?

Приходится слышать нередко

Сейчас, как тогда:

«Ты бы пошел с ним в разведку?

Нет или да?»

        *     *     *

Покой только снится, я знаю.

Готовься, держись и дерись.

Есть мирная передовая:

Беда, и опасность, и риск.

Поэтому слышим нередко

Сейчас, как тогда:

«А ты бы пошел с ним в разведку?

Нет или да?»

         В конце звучат песни Владимира Высоцкого о войне: «Горное эхо», «Черные бушлаты», «Высота», «Штрафные батальоны», «Аисты», «Кони привередливые» и другие, создавая и поддерживая настрой на восприятие поэзии Высоцкого.

         У Владимира Высоцкого выросли сыновья. (Их мать – Людмила Абрамова, с которой поэт оформил брак в 1965 году. Последние 12 лет Высоцкий был женат на французской актрисе Марине Влади,) И Аркадий, и Никита – люди творческих профессий. Аркадий окончил ВГИК. Сценарный факультет, а Никита окончил театральную студию МХАТа. У них дети: у Аркадия – дочь Наташа и сын Владимир, у Никиты – сын Семен.

         Жизнь продолжается.