Яндекс.Метрика
Школьная олимпиада по литературе. 2 вариант
Школьная олимпиада по литературе. 2 вариант

2 вариант

1. Соотнесите произведения, жанры и авторов русской и европейской литературы, философии и публицистики XVIII и начала XIX века (про­ставьте цифры в каждой колонке).

 

Произведение

Жанр

Автор

Робинзон Крузо

 

 

История Тома Джонса, найденыша

 

 

На зависть дворян злонравных

 

 

Энциклопедия

 

 

Кандид

 

 

Турандот

 

 

Бригадир

 

 

Письма русского путешественника

 

 

Евгению. Жизнь Званская

 

 

Гобсек

 

 

Жанр: 1. Часть «Человеческой комедии». 2. Просвети­тельский роман-путешествие. 3. Пьеса-сказка. 4. Сентимен-талистский роман. 5. Поэма. 6. Сатира. 7. Систематизиро­ванное ивдание. 8. Эпистолярная публицистика. 9. Фило­софская повесть. 10. Комедия.

Автор: 1. Г. Р. Державин. 2. Д. Дефо. 3. Г. Гоцци. 4. Г. Филдинг. 5. О. Бальзак. 6. Д. Дидро. 7. Н. М. Карам­зин. 8. М. Ф. А. Вольтер. 9. А. Кантемир. 10. Д. И. Фонви­зин.

 

2. Один герой из-за нее, «гадкой», не пошел гулять по бульвару и из-за этого потерял «милую княжну»; другой изменил с ней своей «серпян­ке», а когда потерял ее, умер в горячке. Кто она?

3.       Он был небогатым помещиком, племянником известного русского
поэта; одним из его учителей был брат Марата; жизнь его прошла в цар-
ствование трех императоров, с одним из которых он беседовал с глазу
на глаз; воспитатель цесаревича был его ближайшим другом, мечтой
его был побег за границу; его воспитатель сказал о нем: «Его сердце хо-
лодно и пусто. В нем нет ни любви, ни религии...»

Назовите:

1)     героя, которому посвящено приведенное выше описа­ние;

2)     его воспитателя;

3)     учителя, брата Марата;

4)     трех императоров;

5)     с каким из императоров герой имел беседу с глазу на глаз;

6)     воспитателя цесаревича.

 

4.       Угадайте, о каких произведениях идет речь. Назовите их авторов.

1)     Рассказчик узнает некую историю от двух героев: от первого только предысторию, от второго - развязку от­ношений. Все герои - офицеры в отставке.

2)     Сначала мы узнаем историю жизни и смерти героя, а потом слышим от него рассказ об этом.

3)     Время в этом произведении течет то хронологически, то скачкообразно, то абсурдно, то останавливается, то течет вспять.

4)     В черновых рукописях рассказчик обращался к своему внуку с записками, а потом к обыкновенному читателю с нравственными назиданиями и размышлениями о чуд­ных обстоятельствах.

5)     Это произведение пародирует два знаменитых литера­турных сюжета: европейский и русский.

 

5.Какие герои русской литературы видят вещие сны или «сны в руку»? Перечислите героев и их сны.

6.Дайте сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Сти­хи, сочиненные ночью во время бессонницы» и П. А. Вяземского «Бес­сонница».

Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы

Мне не спится, нет огня;

Всюду мрак и сон докучный.

Ход часов лишь однозвучный

Раздается близ меня,

Парки бабье лепетанье,

Спящей ночи трепетанье,

Жизни мышья беготня...

Что тревожишь ты меня?

Что ты значишь, скучный шепот?

Укоризна или ропот

Мной утраченного дня?

От меня чего ты хочешь?

Ты зовешь или пророчишь?

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу...

1830

(А. С. Пушкин )

 

Бессонница

В тоске бессонницы, средь тишины ночной,

Как раздражителен часов докучный бой!

Как молотом кузнец стучит по наковальной,

Так каждый их удар, тяжелый и печальный,

По сердцу моему однообразно бьет,

И с каждым боем все моя тоска растет.

Часы, «глагол времен, металла звон» надгробный,

Чего вы от меня с настойчивостью злобной

Хотите? дайте мне забыться. Я устал.

Кукушки вдоволь я намеков насчитал.

Я знаю и бе* вас, что время мимолетно;

Безостановочно оно, бесповоротно!

Тем лучше! и кому, в ком здравый разум есть,

Охота бы пришла жизнь сызнова прочесть?

Но, скучные часы моей бессонной пытки,

В движениях своих куда как вы не прытки!

И, словно гирями крыло обременя,

Вы тащитесь по мне, царапая меня.

И сколько диких дум, бессмысленных, несвязных,

Чудовищных картин, видений безобразных, -

То вынырнув из тьмы, то погружаясь в тьму, -

Мерещится глазам и бредится уму!

Грудь давит темный страх и бешеная злоба,

Когда змеи ночной бездонная утроба

За часом час начнет прожорливо глотать,

А сна на жаркий одр не сходит благодать.

Тоска бессонницы, ты мне давно знакома;

Но все мне невтерпеж твой гнет, твоя истома,

Как будто в первый раз мне изменяет сон,

И крепко-накрепко был застрахован он;

Как будто по ночам бессонным не в привычку

Томительных часов мне слушать перекличку;

Как будто я и впрямь на всероссийский лад

Спать богатырским сном всегда и всюду рад,

И только головой подушку чуть пригрею -

Уж с (Храповицким) речь затягивать умею.

1862

(П. А. Вяземский )

 

7. Напишите литературоведческую статью «Басня». Не забудьте привес­ти примеры.