Цели:общая – дать понятие, что такое поэтическая исповедь.
частные – ответить на вопросы:
1)В чём исповедуется поэт Некрасов в своих стихах?
2)Каков лейтмотив «Последних песен» (1877 г.) Некрасова?
3)В чём особенности исповедальной поэтики?
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.
Ходурока:
I. Вызов интереса.
Вступительное слово учителя, сопровождаемое показом слайдов через мультимедийный экран:
- Однажды знаменитому русскому художнику И. А. Крамскому (1837-1887г.) был заказан портрет самим Третьяковым, основателем всем известной галереи.
Крамской волновался. Ему предстояло написать портрет поэта, который был кумиром всего его поколения. Но сложность состояла в том, что Николай Алексеевич Некрасов был смертельно болен. Но разве можно было, как считал Крамской, показать потомкам слабость и немощность в облике знаменитого поэта? В ходе работы Крамской заметил, что болезнь отступала перед силой духа: Некрасов, одетый в сюртук, со скрещенными руками во взгляде – скорбная задумчивость и непреходящая грусть.
Некрасов продолжал писать. Знаменитые строки его стихотворения «Баюшки-баю» воодушевляли художника: «Где ты, о муза! Пой как и прежде!» Крамской возвращается к своему первоначальному замыслу – теперь это другая картина: Некрасов в постели, но не лежит неподвижно, а полусидит, прислонившись к подушкам. В одной руке – лист бумаги, в другой – карандаш. Поэт сочиняет, муза не покидает его.
1. Проблемная беседа с учащимся о сути поэтической исповеди.
- Чтение учителем стихотворения «Музе» (1876 г.)
О, Муза! Наша песня спета.
Приди, закрой глаза поэта
На вечный сон небытия,
Сестра народа и моя!
Вопрос: Какую родственную связь можно обнаружить в стихотворении?
(Поэт, его сестра – муза, их брат – народ).
Вопрос: Являются ли эти слова ключевыми для поэзии Некрасова? (Да)
- К сожалению, поэт осознаёт, что их песня спета. И вся поэзия последних лет звучит как поэтическая исповедь. Его последний сборник стихов так и называется «Последние песни» (1877 г.).
Вопрос: Что вы понимаете под словом исповедь?
откровениеисповедьпризнание в грехах
рассказ о себевера, покаяние
Вопросы:Кому может исповедоваться человек? (Священнику, другу, близкомучеловеку, самому себе).
А в чём можно исповедоваться? (в своих грехах, поступках, преступлении).
- Ю. Айхенвальд назвал Н. А. Некрасова «поэтом покаяния».
Поэтому сегодня мы рассмотрим стихотворения из его «Последних песен», когда умирающий Некрасов, желая излить свою душу, пытается разобраться с теми обстоятельствами, с какими ему пришлось столкнуться.
- В чём исповедуется нам поэт; в чём сущность и художественные особенности его поэтики; каков лейтмотив его «Последних песен»? – на эти и другие вопросы нам и предстоит сегодня ответить.
2. Выступление творческой группы учащихся, подготовивших построчный анализ стихотворения Н. Некрасова «Рыцарь на час» с целью исследования исповедальной поэтики Некрасова (презентация на мультимедийном экране).
Рефлексия:
- В чём же видит свою греховность поэт?
(В неосуществимых мечтах, в неготовности его к трудной борьбе, в невозможности осуществления благих порывов).
Ученикам предлагается отдохнуть перед важным этапом урока. Не вставая с места: вытянуть ножки, затем ручки, затем сделать вдох и выдох. Произнести звуки А-О-У-Ы-Ина одном дыхании, затем сделать глубокий выдох.
III. Размышление:
(Учащиеся разбиваются на 4 группы)
Для анализа особенностей исповедальной поэтики Некрасова учащимся предлагается стихотворение из сборника «Последние песни» - «Скоро стану добычею тленья» (1876 г.). Чтение стихотворения учителем.
Учащиеся осуществляют комплексный анализ стихотворения, разбившись предварительно на 4 группы:
1-ая группа – исследует композиционную структуру стихотворения через синтаксическое построение предложений.
2-ая группа – определяет музыкальность стиха (ритм, размер,рифмовка), определяя позицию автора в стихотворении.
3-ая группа – звукозапись стиха, какова её роль в стихотворении?
4-ая группа – находит все средства выразительности (языковые, изобразительные, синтаксические, стилистические).
- Внимательно вчитайтесь в текст
- Выделите ключевые слова в каждой строфе
- Условно разделите стихотворение на композиционные части. Назовите их.
- Определите основную мысль каждой строфы и общий тон стихотворения, его лейтмотив
Ключевые слова.
1-ая строфа – добыча тленья, не вызывающая сожаленья.
2-ая строфа – чуждый народу и дворянскому роду.
3-ая строфа – всё порвалось.
4-ая строфа – жертвы злобы, измен.
3 композиционные части:
I ч. - Iстрофа – чувства и размышления лирического героя перед
наступлением смерти.
II ч. – II, III строфа – исповедь поэта о судьбах людей, павших в
борьбе, и их отношение к нему.
Рефлексия:
Каждая группа, обсудив предложенные задания, оглашает полученные результаты в классе, выдвинув спикера группы.
Выводы:
- Каковы особенности исповедальной поэтики Некрасова? Каков он лирический герой – исповедующийся?
Лирический герой. Его своеобразие определяется позицией автора, выраженной в форме элегической грусти, создающей ведущий лейтмотив произведения.
«Покаяние» - через признание своего «одиночества».
- Кому исповедуется поэт? (Нам, потомкам).
- Можно ли оправдать поэта? (Да, если черпать известные факты его биографии). (стр. 19 – Выставка в школе).
- Прав ли поэт, обвиняющий себя в грехах?
материИсповедьРодине
народудрузьям
потомкам
IV. Работа над цитатой.
П. М. Ковалевский, современник Некрасова, писал: «Притворялся Некрасов не в жизни, притворялся он гораздо хуже: в искусстве, в деле, на которое природа благословила его особым даром... Никуда не годные сатиры писал он смело. А лучшие лирические вещи украдкой, вроде того, как ученики сочиняют стихи под классной доской».
- Согласны ли вы с утверждением П. М. Ковалевского?
- Какой Некрасов дорог вам?
«Притворяющийся», как пишет Ковалевский, или «исповедующийся?»