Яндекс.Метрика
Нетрадиционные формы внеурочной работы: диафильм

Нетрадиционные формы внеурочной работы: диафильм

Сегодня слово «диафильм» становиться редкостью. Да и сами чудо-пленки остались где-то далеко, в нашем детстве. Помните, как, собираясь всей семьей вечером или веселой компанией на чьем-нибудь Дне рождения, мы с удовольствием смотрели, как на экране (а чаще всего его роль выполняла обычная простыня или просто дверь) кадр за кадром сменялась «ожившая» сказка или мультфильм, любимый рассказ или заочная экскурсия. Жаль, что нашим детям не дано почувствовать радость этих минут. А может быть?..

Для начала вспомним (вместе с ребятами), откуда диафильм пришел. Его история корнями уходит во времена, когда фотография уже не являлась редкостью, но и не теряла миллионов своих поклонников – экспериментаторов. В 60-е годы многие фотолюбители переходят на съемку диапозитивов. В аппарат заряжают не негативную, а так называемую обратимую пленку. На ней, после специальной обработки, получается цветное позитивное изображение. Готовые диапозитивы (их чаще называют коротким английским словом «слайд») вставляют в рамочки. Теперь их можно просматривать на экране с помощью

 

особого аппарата – диапроектора. Диапроектор показывает снятую сцену на экране удивительно ярко, крупно, красочно. Все как живое, да только – вот жаль! – застыла неподвижно. Не беда! Следующий шаг решает проблему: «соединяем» отдельные слайды в пленку. Так появились диафильмы – серии позитивных изображений на кинопленке, объединенные темой и текстом.

 

Трудно переоценить значение диафильма в обучении, воспитании и развитии ребенка. Ни одно чудо современной техники (ТV, видео, караоке и т.п.) не способно:

􀂾 дать ребенку возможность почувствовать себя соавтором произведения (ребенок сам может читать или рассказывать текст);

􀂾 учить ребенка выразительности и развивать артистичность (читать можно по ролям);

􀂾 прививать интерес к чтению (вроде бы читаем «книгу», а в то же время на экране яркие, красочные иллюстрации);

􀂾 доступно, быстро, эффективно объяснять любой материал (темп просмотра и чтения задается самими смотрящими).

Если детей заинтересовал просмотр диафильмов, а последних у Вас не так много, можно предложить ребятам самим создать диафильм. Для этого потребуются обычные листы писчей бумаги (они не должны быть толстыми, так как впоследствии их нужно будет свернуть в рулон) и цветные карандаши (фломастеры, краски, мелки).

Педагог заранее подбирает произведение, которое будет иллюстрироваться, делит его на части (кадры) и предлагает каждому участнику нарисовать «кадр». Для пущей убедительности, рисунки можно делать на заранее подготовленных из обычных листов формата А4 «кусочках пленки». Когда работа завершена, «кадры» склеиваются в единую пленку и сворачиваются в рулон. Дело за малым: в листе ватмана делаем горизонтальные прорези по размеру листов с рисунками. «Экран» готов. Можно смотреть диафильм. Особый интерес вызывает у ребят создание диафильмов на свои собственные сюжеты. Так в одном из отрядов ДОЛ «Маяк» в первый день смены вожатые предложили детям нарисовать диафильм «Как Чебурашка в лагерь собирался». Каждому ребенку дали специально подготовленный лист – «кадр», изображение Чебурашки (чтобы из кадра в кадр главный герой диафильма не менял свой облик) и одну из

тем:

 «Чебурашка идет домой из школы»;

 «Чебурашка задумался, где ему провести летние каникулы»;

 «Чебурашка мечтает об отдыхе у моря»;

 «Чебурашка вспоминает о прошлогоднем лете в деревне»;

 «Мама Чебурашки принесла путевку в лагерь»;

 «Чебурашка начал собирать вещи» и т.д.

2

Ребята сделали рисунки, вожатые склеили диафильм и помогли каждому участнику подготовить к своему «кад-

ру» текст. А потом все дружно смотрели свое произведение. Удовольствию и веселью не было предела. А помимо

этого, такая творческая, непривычная детям работа в первый день пребывания в лагере стала залогом положительного

отношения ребят ко всем последующим досуговым делам отряда.

Аналогичным образом диафильмы можно создать:

на уроке чтения по изучаемому произведению;

в группе продленного дня по итогам экскурсии;

в кружке по методике изготовляемой поделки;

в лагере по мотивам жизни отряда (накануне родительского дня);

….

Диафильмы могут быть основным содержанием или главным атрибутом различных творческих игр. Вот неко-

торые из них:

«Рисуем диафильм». Участники садятся в круг. Первый игрок произносит фразу, обозначающую, что «изобра-

жено» в вымышленном кадре, и передает эстафету. Палочку (в ее роли может выступать коробочка из-под диафильма)

следующему игроку. Второй участник дополняет одну деталь к уже сказанному и передает эстафету дальше. Напри-

мер, «Жили–были старик и старуха», – говорит первый игрок. «И была у них ветхая избушка», – второй. «Такая вет-

хая, что когда однажды налетел ветер…», – третий и т. д. Задача каждого следующего игрока – поддержать логику

рассказа. Когда игра будет повторяться по второму кругу, задача меняется – необходимо свести рассказ к логическому

завершению.

«Испорченный диафильм». На объективе диапроектора закрывается место с изображением текста диафильма.

Затем просматривается диафильм по любому известному произведению (желательно в стихотворной форме), а игроки

по памяти его озвучивают. Тот, кто ошибается (неправильно воспроизводит текст, затрудняется воспроизвести) выбы-

вает из игры.

Диафильм можно «оживить». В сочетании с каким бы словом не звучало слово «живой», оно всегда будет обо-

значать «выступление», «показ», «демонстрация со сцены». «Живая» газета, «ожившая» картина, «живой» эпиграф –

это все есть творческие выступления различных жанров. Чем же от них отличается «живой» диафильм? В чем специ-

фика данного творческого выступления?

Для того, чтобы выступление действительно являлось «диафильмом» (а не инсценировкой, пантомимой и пр.),

необходимо придерживаться следующих критериев:

«диафильм» – серия изображений (кадров), а значит выступление будет состоять из отдельных «картин»;

«диафильм» – застывшее изображение, а значит и «картина» каждого кадра должна быть статична и без-

молвна (суть ее передается застывшими жестами, мимикой, декорациями);

«диафильм» – серия изображений, снабженных титрами, которые озвучивают те, кто диафильм смотрит, а

значит и выступление будет озвучиваться специально подготовленными чтецами («голос за кадром»);

«диафильм» – изображения сменяющие друг друга, а значит и между отдельными немыми сценами высту-

пления должен быть эффект «смены кадра» (открывание-закрывание занавеса; загораживание полотном; музыкаль-

ный фрагмент; щелчок; имитация переворачивания колесика диапроектора и др.).

Чтобы «живой» диафильм было интересно создавать, а затем и смотреть, предлагаем воспользоваться следую-

щей схемой его организации:

1. Выбрать текст (удачнее всего работать с сюжетными произведениями и стихами).

2. Разделить текст на части (картины, кадры).

3. Выделить в каждой части «главные» предложения.

4. Представить мысленно картину (кадр за кадром).

5. Изобразить картину (кадр за кадром).

6. На основании выделенных в тексте предложений составить титры к кадрам.

7. Сопоставить изображения и титры.

8. Подготовить декорации, реквизит к каждому кадру.

9. Продумать «смену кадров».

При работе над «живым» диафильмом дело найдется каждому: наиболее артистичные ребята будут изображать

картины; умеющие выразительно читать–озвучивать; «художники» – подготовят декорации; расторопным, исполни-

тельным можно доверить важные функции смены декораций и реквизита.