Яндекс.Метрика
Опыт работы по индивидуальным учебным планам

Опыт работы по индивидуальным учебным планам

Индивидуальный учебный план является одним из вариантов реализации идеологии профильного обучения.

Эта практика широко распространена за рубежом (США, Великобритания, Скандинавия) и частично в России –

так, в Москве по системе индивидуальных учебных планов учащихся работает около двух десятков школ.

Наша школа является городской экспериментальной площадкой и работает по проблеме индивидуальных учеб-

ных планов в старшей школе четвертый учебный год.

Задачи, решаемые введением

индивидуальных учебных планов учащихся

1. Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей учащегося.

2. Обеспечение высокого уровня усвоения материала, повышение качества знаний, умений и навыков учащихся.

3. Оптимальная организация, упорядочение времени учащегося.

4. Снижение перегрузки учащегося.

5. Формирование однородного коллектива старшеклассников и расширение сферы коммуникации.

6. Развитие у учащихся стремления к самореализации, позитивному самоутверждению, воспитание самостоятельности, ответственности, умения делать выбор.

Организационный аспект

Сущность комплектования старших классов состоит в следующем:

1. Прежде всего администрация совместно с методическими объединениями и учителями определяет, по каким

предметам школьной программы в следующем учебном году возможна организация расширенного уровня бучения в дополнении к базовому, перечень спецкурсов. Так в нашей школе обычно предлагаются базовые или расширенные курсы изучения русского языка, литературы, математики, истории, информатики и спецкурсов на английском языке (юриспруденция, бизнес-курс, страноведение).

2. Составляется таблица–анкета (вариативный учебный план) для старшеклассников. При составлении учебного

плана учитываются:

нормативы, которые содержатся в базисном учебном плане г. Москвы;

специфика нашей школы, как школы с углубленным изучением английского языка;

реальные возможности, которыми располагает школа реальные возможности, которыми располагает школа (обеспеченность кадрами, учебными программами, пособиями, методической литературой и т.д.).

3. В начале учебного года каждому учащемуся 10 класса раздается эта анкета. Ребятам предлагается самостоятельно составить учебный план, руководствуясь данными таблицы и своими интересами. Учебная нагрузка может колебаться в пределах от 34 до 38 часов. Некоторые предметы могут изучаться в форме экстерната.

4. По результатам анкетирования для обучения по каждому предмету комплектуются учебные группы, в которые входят учащиеся, выбравшие одинаковые программы изучения данного предмета. Так в текущем учебном году у нас сложилось в параллели 10–х классов из 53 человек 49 групп, а в 11–х класса при численности 57 человек – 55 групп. Надо сказать, что при формировании групп за основу берется стандартное деление параллели на класс «А» и «Б». Но в группах расширенного изучения предметов и в группах спецкурсов оказываются ребята и из класса «А» и из класса «Б».

Таким образом, с одной стороны, каждый ученик оказывается одновременно членом многих учебных коллективов, а с другой – членом одного большого коллектива своей параллели.

5. Далее все учебные группы надо поместить в школьное расписание. Для этого формируются комплексы из

учебных групп, при этом группы надо соединить так, чтобы в результате получить всю параллель, которую можно занять на уроке. Естественно, что не все комплексы учебных групп могут быть полными, т.е. содержать всех учеников параллели, т.к. ребята имеют разное количество часов учебной нагрузки. Количество возможных неполных комплексов ограничено количеством возможных первых и последних уроков, иначе у ребят будут окна в расписании.

6. На основании сформированных комплексов учебных групп старшеклассников строится общее расписание

школы.

Мы видим, что в образовательном процессе происходит много организационных изменений:

Составление фактически индивидуальных расписаний для учащихся на основе сформированных ИУП.

Классно-урочная система занятий заменяется предметно-групповой.

Изменяется привычная организация учебно-воспитательного процесса. Ведение классных журналов, учет

успеваемости и посещаемости и т.д. Классные журналы ведутся не по классам, а по учителям. В нашей

школе ведется 4 журнала. Каждый ученик записан в каждом журнале, но не во всех группах.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса приводит к значительному усложнению его организации.

Определенную помощь в организации ИУП нам оказывает компьютерная программа «Электронный журнал».

Эта программа облегчает работу по составлению комплексов учебных групп, т.к. автоматически пресекается

возможность сочетать в комплексе группы, включающие одного и того же ученика. Можно распечатать списки группдля дальнейшей работы.

Далее, программой предусмотрена возможность формирования и печати расписания для каждого учащегося и

для учителей.

Наконец, электронный журнал ежедневно заполняется, что позволяет распечатывать текущие оценки и пропуски уроков для каждого ученика, ведомости аттестационных оценок за полугодия, год и т.д., ведомости пропусков.

Имея опыт программирования, мы постоянно дорабатываем программу «Электронный журнал» в соответствии

с потребностями организации учебного процесса в нашей школе.

Содержание образования

Самоопределение учащихся предполагает существенное изменение содержания образования. Измененяется по-

зиция ученика. У него появляется свобода выбора (правда, в предписанных рамках, но все же), индивидуальность, независимость, весьма широкий круг общения, возможность, причем в достаточно явном виде, давать оценку курсам и учителям, учебному процессу и т.д. В процессе обучения у учащихся могут измениться интересы и потребности в уровне изучения того или иного предмета, что ведет к корректировке их учебных планов. Например, ученик может

отказаться от расширенного уровня изучения математики, а выбрать группу расширенного изучения итературы.

Кроме того, возможна экстерновая форма изучения отдельных предметов, и тогда можно взять на расширение какой либо еще предмет.

Однако весьма скоро выясняется, что составление своего собственного учебного плана – весьма непростая за-

дача: кому-то не хватает 38 часов в неделю, для кого-то становится открытием, что его интересы расходятся с имеющимися представлениями о его будущем, кто-то вдруг сильно осознает, что его выбор может сильно изменить круг

общения и т.д. На протяжении учебного года могут быть изменения в учебных планах учащихся. Ведь одновременно выбрать и «нужное», и «интересное» не всегда возможно, и учащиеся в основном составляют учебный план прагматично (ориентируясь на поступление в ВУЗ).

Как уже говорилось, в соответствии с заявленным выбором учащиеся объединяются в группы. При этом созда-

ется ситуация, когда наполняемость в группах изучения расширенного курса того или иного предмета небольшая.

Учитель тратит меньше времени на опрос учащихся, за счет этого увеличивается время на изучение тем по углубленной программе. К тому же на углубленное изучение отводится большее количество часов. Таким образом, создаются более комфортные условия для всех участников учебного процесса.

Конечно, при реализации данной модели возникают некоторые трудности: встает проблема квалифицирован-

ных, заинтересованных кадров, ощущается недостаток учебной литературы по предметам, изучаемым по углубленной программе, возрастает нагрузка на учителей, работающих по углубленным программам.

Однако, налицо и ряд положительных моментов: возрастает интерес учащихся к выбранным предметам, повышается успеваемость по базовым и улучшается качество знаний по профильным предметам, школьники имеют возможность углубленно заниматься выбранным предметом, организуются малочисленные группы учащихся, создается единое воспитательное пространство, улучшаются отношения между ребятами всей параллели, они ощущают себя единым коллективом.

Вывод:

Таким образом, мы считаем, что индивидуальные учебные планы – это технология будущего, которая способствует самореализации учащихся и педагогического коллектива и направлена на формирование и развитие в школе широко образованной, социально адаптированной, творческой, профессионально ориентированной личности.